Статьи "Независимых гидов"
Соловецкая сельдь: деликатес "с историей"

О. Е. Кодола Соловецкая сельдь: деликатес "с историей"

Библиотека


Страна Соловки

XV век


Основание Соловецкого монастыря. 

Основание Соловецкого монастыря связано с именами трех православных подвижников: Савватия, Германа и Зосимы. Савватий подвизался сначала в обители Кирилла Белозерского, затем на Валааме. Там же (по легендам) он впервые услышал «...об острове Соловецком на море окиане… бяше же в то время остров оный пуст...». И Савватий направился на Соловки. От жителей беломорского побережья он узнал, что остров «...велик есть, имея в окружности яко сто верст, имат же в себе воды сладкие и езера рыбные, горы же и дебри, леса и боры, и иная к пребыванию человеческому угодья...». У часовни на реке Выг Савватий встретил Германа. Они решили вместе перебраться на Соловки, после чего, дождавшись попутного ветра, пересекли море и летом 1429 года высадились на безлюдном острове. Отойдя от моря «...поприще едино, видеша некое красно близ езера место...» и там «...водрузиша крест и келию себе поставиша...». Это место находится в 13 верстах на север от гавани Благополучия, у губы Сосновой, и сегодня носит название Савватьево. С историей основания скита связана и легенда о названии горы Секирной. Отшельничество монахов продолжалось шесть лет. Жизнь на необитаемом острове вынудила Германа уехать на Онегу «...некоя ради потребы...». Вслед за ним уехал и Савватий, почувствовавший скорое приближение смерти. Он скончался на берегу и был погребён в 1435 году возле селения Сорока (ныне - город Беломорск). Основание Соловецкого монастыря. Встреча Савватия и Германа.
Савватий и Герман идут на Соловки.
В 1436 году, через год после смерти Савватия, Герман познакомился в Суме с палеостровским пострижеником Зосимой и рассказал ему «...о преподобном Савватии подробну, и острове оном возвести ему...». Выслушав Германа, Зосима решил пойти по стопам Савватия. Герман поддержал это решение. На этот раз монахи выбрали для своего поселения другое место – берег бухты, получившей название «гавани Благополучия», «...идеже морстии пловцы от обуревания покой и тишину имеют...». Слух об основании новой пустыни распространился по всему Беломорью. К Зосиме и Герману начала собираться братия.
Это официальная версия, основанная на «Житии соловецких чудотворцев Савватия и Зосимы» – литературном произведении, имевшем большую популярность. Интересно, что оно создавалось на протяжении XV-XVI веков целым коллективом авторов. Перед смертью неграмотный Герман попросил монахов записать его рассказы, через двадцать лет эти материалы использовал игумен Досифей, целью путешествий которого было и написание «Жития», и консультации у известных авторов того времени – Максима Грека и Льва Философа, приложивших руку к созданию «Жития». Это литературное произведение, отвечающее моде своего времени, было прилично «растиражировано» – сохранилось большое количество его списков.
Зосима и Савватий.
К сожалению, любая «официальная версия», каковой и является «Житие», грешит излишней «облизанностью»: в процессе церковной редакторской правки ненужное удаляется, вносится множество изменений, полутона исчезают, и мы получаем схематичный лубок. И потому при чтении «Жития» возникает ряд вопросов:
1.  Почему «остров оный пуст», если его посещают и активно используют племена чуди, корелов, саамов?
2.  Почему Герман, ставший проводником и, судя по этому, бывавший на островах, и Савватий первоначально выбрали не самое удобное место, каким является гавань Благополучия?
3.  Почему Герман и Зосима выбирают новое место, если старое обжито – шесть лет, всё-таки?
Соловки. Савватиево. Конец XIX века.
Эти вопросы, не находя своих ответов при чтении «Жития», вызывают к жизни следующие логические цепочки:
1.  Легенда «оный остров пуст», скорее всего, подразумевает отсутствие «европейских» типов селений на нем. Пользование островов «аборигенными» племенами даже не рассматривалось как «не пустота». Или аборигенные племена не рассматривались как «население». Кроме того, легенды монахов о «пустоте островов» являются заявкой на юрисдикцию территории: мы первые! Хотя хозяин у островов был. Точнее - хозяйка.
2.  Герман и Савватий  выбрали местность у Сосновой губы потому, что бухта Благополучия была занята. Там – «морстии пловцы»: стоянка и, скорее всего, святилище. Ведь беломорское население – чудь, корелы, саамы – язычники. К тому же, Савватий едет отшельничать, а не проповедовать.
3. Зосима выбирает бухту Благополучия по той же причине, по какой Саввтаий от неё отказался: в бухте живут люди. Зосима же - проповедник, и идти в заселённые места - его прямая задача. 
Соловецкий монастырь.
Возможно, время основания соловецкого монастыря действительно нужно отсчитывать от поселения Зосимы, а не Савватия. Кто знает? Три разных персонажа истории: суровый аскет и подвижник Савватий, организатор и проповедник Зосима, и между ними – загадочный проводник Герман. Любопытна история канонизации «соловецких чудотворцев»: и здесь Герман явился проводником – именно он сподвиг монахов соловецкого монастыря записать его рассказы о Савватии и Зосиме. Их канонизировали в 1547 году, через 68 лет после смерти сподвижника Савватия и вдохновителя Зосимы – неграмотного проводника Германа. Может ли так быть, что основание монастыря – идея Германа? Соловецкая троица.
Так или иначе, но после смерти основателей монастырь обживался. Монахи рубили дрова и варили соль, закладывая будущий фундамент экономической мощи монастыря. Первые два игумена, присланные из Великого Новгорода, не выдержали тягот соловецкой жизни и сбежали (или были изгнаны?), а появление третьего – Ионы – ознаменовано грамотой Марфы Борецкой, дарящей острова монастырю. При этом мало кто обращает внимание на такую странность: еще недавно острова принадлежали корелянке Ховре Тойвутовой, а тут их вдруг дарит Марфа Борецкая. Чем-то эта старая история неуловимо напоминает новую – передел собственности.) Между прочим, внесение антиминса (церковный обряд, предшествующий освящению церкви) по времени своего проведения приблизительно совпадает с потоком дарственных, данных, купчих и закладных, пролившихся на монастырь. Грамота Новгорода, о передаче Соловков с печатями новгородских концов.


Возврат к списку


Наши книги

Острова Соловецкие
Г. А. Богуславский

Острова Соловецкие

1966

>>Скачать

Открытие царства Московии по Северо-восточному пути
Адамс Клемент

Открытие царства Московии по Северо-восточному пути

>>Скачать

Описание Березовского края
Абрамов

Описание Березовского края

1857

>>Скачать

Все книги