Статьи "Независимых гидов"
Соловецкая сельдь: деликатес "с историей"

О. Е. Кодола Соловецкая сельдь: деликатес "с историей"

Библиотека


Страна Соловки

XVII век


Соловецкий монастырь, XVII век. Эпоха Елеазара Анзерского.

В период между 1606 и 1614 годами в монастыре принимает постриг Елеазар. Известно, что родом он был из Козельска. Купеческий род Севрюковых, к которому принадлежал Елеазар, по мужской линии соблюдал традицию ухода в монастырь в конце жизни. В монастыре Елеазар проявил себя как искусный резчик. В конце 1614 года Елеазар уходит на остров Анзер, поселяясь у горы, позднее получившей название Голгофа. Чуть позже он принимает схиму, и встает на путь сурового аскетизма: раз в неделю принимает пищу, носит вериги, молится, читает и переписывает книги. Через четыре года он переселяется к Троицкой губе острова Анзер, где мореплаватели издревле обретали убежище в непогоду. Через них и начинает распространяться слава о суровом подвижнике, к нему начинают стекаться люди, образовывается скит, настоятелем которого позже становится сам Елеазар. Условия пребывания в скиту Елеазар устанавливает по образцу Афонского богослужебного устава: «… безоименство, послушание, молчание, терпение во скорбех, пост, молитва, словобдение и низулегание».   Елеазар Анзерский.
Дружба Елеазара с бывшим пострижеником соловецким, а позднее кумом и советником царя Михаила Федоровича – Александром Булатниковым – приводит к признанию подвигов пустынножителя самим царем. Существует легенда о предсказании Елеазаром рождения наследника престола – Алексея Михайловича. Подобные легенды были широко распространены в XVI-XVII веках на всей территории России (например, о Корнелии Комельском или Нектарии, настоятеле Ниловой Столобенской пустыни). В 1628 году в Москве Елеазар получает царскую жалованную грамоту и, отказавшись от возможностей церковной карьеры, возвращается на Анзер. С этого момента Елеазар начинает борьбу за получение независимости от Соловецкого монастыря. В одной из архивных записей упоминается «Отписка от строителя Елеазара непокорная – под соловецкою паствою быть не хочет». 31 июля 1633 года скит получает независимость от монастыря, породив десятилетия конфронтации с Соловецкой обителью. В 1636 году в скит к Елеазару приходят три монаха, которым суждено было стать его любимыми учениками. Видимо, из-за забот, связанных с сохранением независимости скита, он нарекает их воинственными именами: Никифор («победоносец»), Никодим («побеждающий народ») и Никон («побеждающий»). Фрагмент иконы с картой острова Анзер, Соловки.
Никон (в миру Никита Минов) в истории известен как властолюбивый патриарх Московский и всея Руси, последовательный проводник идей теократии, расколовший Русскую Церковь из-за количества пальцев в щепоти и букв в слове Иисус. Учителям нравятся ученики, похожие на них. С одной стороны, Елеазар посвящает себя уходу от мирской суеты и отшельничеству, с другой – жажда власти отражается в его заботах о независимости скита. Желая рассказать о себе миру, Елеазар издает собственное жизнеописание – что было новшеством в русской монастырской культуре. Размах, сила, величие Елеазара отражаются на его учениках.
В годы «Соловецкого сидения», когда скитом руководил второй любимый ученик – Никодим – монахи скита поддерживали восставших, видимо, продолжая и творчески развивая наставления Елеазара. Правильно, или нет, поступали любимые ученики Елеазара – не нам судить. Мы живем в социуме, сформированном поступками личностей, влиявших на ход истории. Подчас это влияние было явным. Пример тому – сам Никон. Но мы редко не задумываемся о том, откуда взялась эта личность, и чьи принципы она воплощает... Елеазар умер 13 января 1656 года. Он был похоронен в Троицкой церкви острова Анзер.
Патриарх Никон.
 


Возврат к списку


Наши книги

Острова Соловецкие
Г. А. Богуславский

Острова Соловецкие

1966

>>Скачать

Открытие царства Московии по Северо-восточному пути
Адамс Клемент

Открытие царства Московии по Северо-восточному пути

>>Скачать

Описание Березовского края
Абрамов

Описание Березовского края

1857

>>Скачать

Все книги