Статьи "Независимых гидов"
Соловецкая сельдь: деликатес "с историей"

О. Е. Кодола Соловецкая сельдь: деликатес "с историей"

Библиотека


Страна Соловки

Дамба бело-красного озера


 
Дорога, проходящая по северному берегу Красного озера, на первый взгляд ничем не примечательна, кроме своей подозрительной прямизны. Это и есть дамба Красного озера - основа центральной озёрно-канальной системы, одно из главных гидротехнических сооружений Соловков. Множество гидротехники, которую мы видим сегодня на Соловках - морские дамбы-дороги, морские проточные дамбы, межозёрные каналы, водозаборы, шлюзы - берут своё начало со времён деятельности игумена Филиппа Колычева, в дальнейшем - митрополита Московского и Всея Руси.


Лодочные прогулки
Именно Колычев развернул активную хозяйственную деятельность при Соловецком монастыре, но одним из важных препятствий в осуществлении грандиозных планов стала нехватка воды у стен монастыря. Дело в том, что озеро, которое мы сегодня называем «Святым», во времена Колычева просто не существовало. На месте озера располагался небольшое озерцо, которое не могло обеспечить растущие потребности монастыря в воде. По берегам этого озерца строители крепости выбирали "дикий камень" для строительства. Величина монастырских стен позволяет визуализировать и глубину образовавшегося котлована.
Канал

Мы можем только гадать о личной роли Колычева в строительстве канальных систем - была ли это его идея, или каналы уже использовались на Соловках; принимал ли будущий митрополит участие в разработке общего проекта и подготовке технической документации; какие специалисты участвовали в этом гигантском проекте - доподлинно не известно. Явно одно - строительство озёрно-канальных систем, красотой которых мы сегодня наслаждаемся, происходило под его непосредственным руководством.
Сегодня памятник "Большая дамба Красного озера" отнесён специалистами Соловецкого музея к памятникам XIX века. Но на карте Луки Зубкова, которая была отпечатана в 1800 году, дорога, проходящая по северному берегу Большого Белого озера уже есть. Следовательно, существование этой дороги-дамбы можно смело отнести к XVIII веку. Если же углубиться в легенду о "девяти маленьких озёрах, которые слились в одно большое, названное Белым за чистоту вод", то тогда возраст дамбы теряется в веках...

Шлюз
Когда сегодня мы говорим: "монахи построили дамбу", - мы не совсем понимаем, что имеем ввиду. Нам это кажется чрезвычайно простым - насыпал кучу камней, укрепил глиной - вот и дамба. На деле мы забываем, что технология постройки дамб с XVI века не сильно изменилась. И сегодня, и много веков назад для постройки такого сложного сооружения необходимо:
- провести гидрологические и гидрографические исследования, определить направление тока воды, подсчитать запасы воды и предполагаемую мощность сооружения.



Канал
На Соловках этот процесс тем сложнее, что озёра (которых на архипелаге более 600) в большинстве своём разновысотные, рельеф местности очень сложный;
- вторым этапом наверняка следовали маркшейдерские работы - необходимо было провести разметку на местности перед проведением строительства;
- и лишь затем можно было приступить к выполнению основной задачи - строительству подъездных дорог, доставке материалов, поселению рабочих, и, собственно, началу строительства.


Канал
Строительство дамбы изменило лик островов. Озера, на берегу которого мы находимся, тогда ещё не было - здесь располагалась группа из 9 маленьких озёр, сток которых проходил на север. После строительства дамбы 9 маленьких озёр объединились в одно большое озеро. Его называли Белым за чистоту воды - она и сегодня прозрачна. Большое Белое озеро изображено и на карте Зубкова, и на более ранних картах Соловков. Правда, большевики, которые не любили ничего белого, озеро переименовали в Красное.



Озеро
Бело-Красное озеро - крупнейшее озеро Соловков, и, видимо, озеро рукотворное. Объединившись, воды потекли на юг, в сторону монастыря. Там, где ручьи пробивали себе дорогу, строители либо пробивали канал, либо перенаправляли воду, устраивая подпорные дамбы. Так сложилась центральная озёрно-канальная система, до сих пор питающая водой монастырь и посёлок. Уже во времена Филиппа Колычева в систему было завязано 52 озера. Таким образом, была решена проблема, сдерживавшая развитие монастыря - недостаток пресной воды.



Канал
После Филиппа строительство каналов было широко развёрнуто монастырём. Сегодня на Соловках насчитывается 19 (?) отдельных озёрно-канальных систем. По состоянию на 1980 год на островах было описано 235 межозёрных соединений. Кроме перебросок воды эти системы имели ещё одно очень важное значение: каналы благотворно влияли на экологию островов. Из нижних, более холодных озёр рыба могла подниматься в более тёплые, верхние озёра. Кроме того, пресноводной рыбе просто необходима свежая проточная вода. Несомненно, что работа каналов  ускоряла процесс нереста, увеличивая поголовье рыбных стад.


Кувшинка
Третья проблема Соловков была решена каналами уже к XX веку. Использовав опыт постройки сплавных каналов и современные технологии, монастырь построил на Соловках судоходную систему. Частично она прошла по каналам ещё филипповских времён, связав 10 озёр. Таким образом, в течение нескольких веков с помощью озёрно-канальных систем были решены две проблемы Соловков:
- недостаток воды у стен монастыря;
- доставка грузов с северных хозяйственных территорий к монастырю;
Кроме того, очевидно, что существование действующих озёрно-канальных систем улучшало экологию островов, а не нарушало её, как наши современные действия.
Старое фото





Возврат к списку


Наши книги

Острова Соловецкие
Г. А. Богуславский

Острова Соловецкие

1966

>>Скачать

Открытие царства Московии по Северо-восточному пути
Адамс Клемент

Открытие царства Московии по Северо-восточному пути

>>Скачать

Описание Березовского края
Абрамов

Описание Березовского края

1857

>>Скачать

Все книги