XVII век. Соловецкое сидение
В 1658 году, через два года после смерти Елеазара Анзерского, его лучший ученик Никон посылает в Соловецкий монастырь новые богослужебные книги — основу своей реформы.
Как знать, не из-за того ли, что Никон был «анзерским», соловецкие монахи отказываются принять никоновские нововведения? Или из-за ближайшего помощника Никона в реформах, Арсения Грека, бывшего заключенного соловецкого монастыря? Мщение ли это за отнятые у монастыря по приказу Никона мощи Филиппа, или за отобранные богатейшие монастырские вотчины? Конфликт обостряется отказом принять нового настоятеля, назначенного царем. Тем временем, на Соловках собирается масса людей, недовольных не только церковной реформой, но и… недовольных вообще. Первый раскол случается внутри монастыря, и проигравшие отправляются в тюрьму. К 1673 году в монастыре остаются только бунтовщики — ярые противники реформ выгоняют сторонников «мирного стояния» за веру, а место изгнанных занимают беглые разинские казаки. Блокада монастыря успехов не приносит, и ситуация плавно перетекает в военную фазу: в 1674 году государь Алексей Михайлович присылает на Соловки воеводу Ивана Мещеринова со строгим приказом «мятеж искоренить вскоре». Неповиновение монахов доходит до того, что они отменяют моление за царя.
Штурм соловецкого монастыря стрелецким войском в 1675 году был неудачным.
Но ночная диверсия 22 января 1676 года, удавшаяся из-за предательства монаха Феоктиста, окончила историю Соловецкого сидения. Победители вешали побежденных на крючья за рёбра, жарили на сковородах, топили в прорубях.
Было казнено более 400 человек. В память о них установлен поклонный крест на Бабьей луде — небольшом островке, куда были сброшены тела бунтовщиков. Дни казни защитников Соловецкого монастыря – юридическое закрепление церковного Раскола, в котором Соловки сыграли важную роль.
С этого момента Соловецкий монастырь теряет свою духовную значимость. Реформированная обитель оказывается в окружении староверческого Поморья, в массе своей не принявшего нововведения. Монахов Анзерского скита, как сочувствующих и поддерживавших «сидельцев», допросили и разослали по разным монастырям и пустыням. Дух Соловецкого монастыря, знавшего Савватия, Зосиму, Германа, Филиппа, Елеазара был уничтожен.
Страна Соловки. XVIII век. Период «нестроения»
Кодола О.Е. «История Соловецкого архипелага». Купить в электронном или печатном виде.
Назад в раздел