XIX век. Обстрел Соловецкого монастыря
В рамках русско-турецкой войны (которую на Западе именовали войной Восточной) англичане, поддерживавшие турок, начинают военные действия в Белом море. В 1854 году у соловецких берегов появляются два английских пароходофрегата «Бриск» и «Миранда». Судя по всему, англичане просят разрешения пополнить запасы пресной воды и продовольствия, передавая сигналы флажковой азбукой, принятой во всем мире. Но монахи «морского» монастыря, к сожалению, не умели читать международные сигналы, потому ответили… крестным ходом по стенами монастыря. Видя, что их не понимают, англичане стреляют из сигнальной пушки. Доблестные защитники монастыря, сидевшие в засаде на берегу, напротив фарватера, ответили боевыми зарядами и пробили борт одного из английских судов.
После мелкого ремонта судна обозленные англичане вновь появляются под стенами монастыря с требованием сдать крепость. Архимандрит Александр ответил отказом. Тогда и начинается знаменитая бомбардировка Соловецкого монастыря. Во многих исследованиях этого эпизода указано, что по крепости было выпущено более 1800 ядер, которые не причинили никакого ущерба ни крепости, ни хозяйственным постройкам внутри нее.
Вы представляете себе, чтобы комендоры английских боевых фрегатов были настолько мазилами, чтобы от 1800 выпущенных ядер на стенах монастыря не было ни одного скола? Почему нет разрушений внутри монастыря? Или англичане не умели стрелять по параболическим траекториям, выше массивных стен? А где, собственно, горы английских ядер? Зачем автономной военной экспедиции тратить столько боеприпасов на крепость, не имеющую стратегического значения? И откуда взялась эта цифра – 1800 ядер? Архивы британского флота указывают совсем другую цифру в 200 ядер, которой оперируют историки.
На деле нам до сих пор рассказывают широко разрекламированную в печати XIX века версию настоятеля Александра о бомбардировке обители. В то время монастырь, так и не восстановивший свое былое влияние и популярность, нуждался в любой истории, лишь бы она произошла у его стен. И эта история была послана в виде двух кораблей, пришедших из Англии. Поток памятных камней, литографий, гравюр, статей, организованный настоятелем монастыря, сделал свое дело: монастырь быстро вернул былую популярность, кружечные сборы и получил свежие силы. А мы получили весьма туманную историю о соловецко-английской войне.
Уже через четыре года после описываемого события Соловки посещает император Александр II. И к концу XIX века острова называют «крестьянским царством». С одной стороны, Соловки действительно популярны в крестьянской среде — сюда едут помолиться и поклониться подвигу монахов не только с беломорских берегов, но и со всей страны. С другой стороны, крестьянин, приехавший на Соловки, действительно попадал в «царство» (в его понимании). Здесь он видел то, что и представить себе не мог: чудеса северных соловецких садов, каналов, дорог, дамб, садков, доков. Он жил в хорошем жилье, получал вкусную пищу, работал не более чем на барщине, приобщался к святости и с каждым шагом по Соловкам испытывал удивление: можно ли создать такое без божественной помощи?
К XX веку Соловецкий монастырь пришел обновившимся. Взяв курс на техническую модернизацию, он действительно превратился в северное чудо — у монастыря был свой флот, своя радиостанция, своя электростанция. В труднических гостиницах на полах лежал паркет, а потолки были украшены лепниной. Думаю, что к этому времени благоустроенность Соловков можно было оценить на «три звезды» в сегодняшней туристской классификации.
Кодола О.Е. «История Соловецкого архипелага». Купить в электронном или печатном виде.
Назад в раздел