XV век. Основание монастыря
В 1436 году, через год после смерти Савватия, Герман познакомился в Суме с палеостровским пострижеником Зосимой и рассказал ему «...о преподобном Савватии подробну, и острове оном возвести ему...». Выслушав Германа, Зосима решил пойти по стопам Савватия. Герман поддержал это решение. На этот раз монахи выбрали для своего поселения другое место – берег бухты, получившей название «гавани Благополучия», «...идеже морстии пловцы от обуревания покой и тишину имеют...». Слух об основании новой пустыни распространился по всему Беломорью. К Зосиме и Герману начала собираться братия.
Это официальная версия, основанная на «Житии соловецких чудотворцев Савватия и Зосимы» – литературном произведении, имевшем большую популярность. Интересно, что оно создавалось на протяжении XV-XVI веков целым коллективом авторов. Перед смертью неграмотный Герман попросил монахов записать его рассказы, через двадцать лет эти материалы использовал игумен Досифей, целью путешествий которого было и написание «Жития», и консультации у известных авторов того времени – Максима Грека и Льва Философа, приложивших руку к созданию «Жития». Это литературное произведение, отвечающее моде своего времени, было прилично «растиражировано» – сохранилось большое количество его списков.
К сожалению, любая «официальная версия», каковой и является «Житие», грешит излишней «облизанностью»: в процессе церковной редакторской правки ненужное удаляется, вносится множество изменений, полутона исчезают, и мы получаем схематичный лубок. И потому при чтении «Жития» возникает ряд вопросов:
1. Почему «остров оный пуст», если его активно используют племена чуди, корелов, саамов?
2. Почему Савватий и Герман, бывавший ранее на островах, первоначально выбрали не самое удобное место, каким является гавань Благополучия?
3. Почему Герман и Зосима основывают монастырь на новом месте, бросая скит, обустроенный Савватием и Германом?
Эти вопросы, не находя своих ответов при чтении «Жития», вызывают к жизни следующие логические цепочки:
1. Легенда «оный остров пуст» очень похожа на примитивное оправдание принадлежности островов. То, что острова приналежали корельскому роду Тойвутовых в монастырской истории даже не упоминается.
2. Герман и Савватий выбрали местность у Сосновой губы потому, что бухта Благополучия была занята. Там – «морстии пловцы»: стоянка и, скорее всего, святилище. Ведь беломорское население – чудь, корелы, саамы – язычники. К тому же, Савватий едет отшельничать, а не проповедовать.
3. Зосима выбирает бухту Благополучия по той же причине, по какой Савватий от неё отказался: в бухте живут люди. Зосима – проповедник, и идти в заселённые места – его прямая задача.
Возможно, время основания соловецкого монастыря действительно нужно отсчитывать от поселения Зосимы, а не Савватия. Кто знает? Три разных персонажа истории: суровый аскет и подвижник Савватий, организатор и проповедник Зосима, и между ними – загадочный проводник Герман. Любопытна история канонизации «соловецких чудотворцев»: и здесь Герман явился проводником – именно он сподвиг монахов соловецкого монастыря записать его рассказы о Савватии и Зосиме. Их канонизировали в 1547 году, через 68 лет после смерти сподвижника Савватия и вдохновителя Зосимы – неграмотного проводника Германа. Может ли так быть, что основание монастыря – идея Германа?
Так или иначе, но после смерти основателей монастырь обживался. Монахи рубили дрова и варили соль, закладывая будущий фундамент экономической мощи монастыря. Первые два игумена, присланные из Великого Новгорода, не выдержали тягот соловецкой жизни и сбежали (или были изгнаны?), а появление третьего – Ионы – ознаменовано грамотой Марфы Борецкой, дарящей острова монастырю. При этом мало кто обращает внимание на такую странность: еще недавно острова принадлежали корелянке Ховре Тойвутовой, а тут их вдруг дарит Марфа Борецкая. Чем-то эта старая история неуловимо напоминает новую – передел собственности.) Между прочим, внесение антиминса (церковный обряд, предшествующий освящению церкви) по времени своего проведения приблизительно совпадает с потоком дарственных, данных, купчих и закладных, пролившихся на монастырь.
Страна Соловки. Колычев и расцвет монастыряКодола О.Е. «История Соловецкого архипелага». Купить в электронном или печатном виде.
Назад в раздел