XVI-XX века. Тюремный режим на Соловках
«Сегодня – в Соловках, завтра – в России!»
Лозунг Соловецкого лагеря Особого Назначения
В начале XVI века, в стенах Соловецкого монастыря умер первый известный нам заключённый – нестяжатель Сильван. Государство официально закрыло Соловецкую тюрьму в 1903 году, но это означало, что на Соловки перестали сажать обвинённых светским судом. Религиозные противники сидели на Соловках вплоть до 1917 года...
Большевики не придумали ничего нового, разместив Соловецкие лагеря Особого Назначения (С.Л.О.Н.) в самой страшной тюрьме ненавистного царского режима. История непрерывна; в ней Лагеря, организованные большевиками на Соловках, являются всего лишь манифестацией традиций российского государственного управления, сложившихся во времена Ивана Грозного. Но, среди всех тюрем России лишь Соловки, от монастырского начала и до советского конца, всегда были местом изоляции идеологических противников власти.
Тюрьма в России больше, чем тюрьма. Достигнуть уровня унижения личности, присущего российским тюрьмам, надо было постараться. Особый дух наших тюрем складывался веками. И в не малой степени – в Соловецком монастыре, до XIX века бывшем единственной официальной тюрьмой Российского государства.
По приказу митрополита и государя сюда ссылали «за измену», «воровство», «дурость», «богохульнье», «предерзновенное житье». Еретики, бродяги, раскольники, декабристы, неугодные сановники, государственные преступники, монахи-пьяницы – всех принимали Соловки в свои каменные объятия. Так уж получилось, что, вобрав в себя тюрьму, монастырь ей и стал. Монастырская святость не пересилила тюремный дух. Монахи стали тюремщиками. Первые помещения для содержания заключенных появились при деревянном монастыре, когда в нём ещё сидел Сильван, выступавший против монастырских вотчин, церковного ростовщичества и спекуляции хлебом.
Когда началось каменное строительство, для заключенных появились и специальные помещения. Исследования В. А. Бурова показали: «Таким образом, уже по проекту Соловецкой крепости были предписаны не только оборонные функции, но и функции тюрьмы».
Например, сбежавшего Арсения Грека содержали в некоей «келье молчательной». Третьим заключенным Соловецкого монастыря стал протопоп Сильвестр, автор Домостроя, влиятельный сановник из окружения Ивана Грозного. Масса исторически значимых личностей наказывалась Соловками за близость к власти. Бывший великий князь московский Симеон Бекбулатович; участник обороны Троицкого монастыря Авраамий Палицын; князь Львов и архимандрит Никанор — противники Никона; дипломат и сенатор Петр Толстой с сыном… И содержались эти заключенные по разному, в зависимости от предписания. Например, на содержание атамана Калнишевского отпускался один рубль серебром в день, а на сподвижнике Петра I – Василии Долгоруком – через год сгнила одежда. Исследователь М. А. Колчин писал: «… соловецкий монах Трифон немало поработал, чтобы устроить внутри крепостной стены такие казематы, из которых не только не мог бы выйти заключенный, но и свет Божий только украдкою входил бы в эти гробы для живых людей».
Соловецкий архимандрит Илларий писал: «Имя Соловков сделалось грозным и страшным по свидетельству истории российской».
Монастырский заключенный, прорицатель Авель: «Десять раз был под смертью, сто раз приходил в отчаяние».
Монастырский заключенный, губернский секретарь Пахомов умолял перевести его «из студеного, крайсветного, темного, нелюдимого острова, где не только здоровье человеческое, но и железа ржавеют».
Последний монастырский заключенный покинул Соловки в 1917 году. Новые приехали в 1921-ом. Соловецкий лагерь особого назначения был учреждён в 1923 году. В этом же году состоялся первый массовый расстрел полит-заключенных в Савватиево.
Через соловецкие лагеря и их филиалы на материке (это территория от Петербурга до Норильска) прошло более 1 миллиона заключенных. В 1937 году, перед образованием Соловецкой Тюрьмы Особого Назначения было вывезено с Соловков и расстреляно около 2000 заключенных. Вряд ли кто-то сможет понять ужас и отчаяние бывших соловецких з/к. И никто не сможет рассказать о соловецких тюрьмах лучше них.
З/к М. Нестеров: «Адстрой»
З/к О. Яфа: «Здесь объединяющим, так сказать, „национальным“ признаком является страдание».
З/к О. Волков: «… У нас на глазах избивали людей, перегоняли с места на место, обыскивали, пугали нацеленными с вышек винтовками и холостыми выстрелами. Падающих поднимали, разбивая сапогами лицо в кровь».
З/к И. Зайцев: «…арестантам предоставлялось самим, собственной теплотой согревать занимаемые ими камеры, поэтому в холодное время там стоял густой туман, со стен и потолков падали капли сгустившихся испарений; воздух был зловонно-удушливый».
Газета «Известия» 21 сентября 1929 года: «В соловецком лагере ничего не осталось от того режима, который пускал в ход каменные мешки…»
З/к Б. Седерхольм: «Заключенные входят в воду по горло (в сентябре на Соловках конец осени) и руками толкают скользкие бревна к берегу. Какая это пытка, тащить потом такое скользкое, мокрое бревно, спотыкаясь о кочки, цепляясь за кустарник. … Только смерть может освободить от работы».
З/к Е. Соловьев: «…заключенных заставляли есть кал, у офицеров на плечах вырезали погоны, а призывавших имя Божье, распинали голыми…».
Отчет польской разведки «УСЛАГ. 1928 — 1932»: Отношение охраны к заключенным очень суровое, граничит с садизмом. Характерные наказания: избиение палкой, обливание водой на морозе, опускание в прорубь, выдерживание на морозе по нескольку часов…».
З/к А. Пищальников: «Нас заставляли перекатывать большие валуны с места на место. …Инструментами были только руки и плечи».
З/к В. Дворжецкий: «Голые, мертвые… мерзлые… люди… везде… вокруг… самые невероятные позы, из-под снега торчат колени, руки, ноги, головы… спины…».
З/к В. Чеховский: «Шила в мешке не утаишь. Уничтожения заключенных — тоже не скроешь…».
З/к Ю. Данзас: «…и каждое утро люди, вооруженные длинными морскими баграми, приоткрывали врата, чтобы вытащить трупы, а в это время живые пытались удержать мертвые тела, которые служили им вместо матрацев».
Писатель М. Горький: «Мне кажется, вывод ясен: необходимы такие лагеря как Соловки… Именно этим путем государство достигнет одной из своих целей: уничтожение тюрьмы».
Государство вняло выводам писателя: такие лагеря появились по всей России. В 1939 году, когда расформировали Соловецкую тюрьму, метастазы соловецкого опыта уже распространились по всей стране. До сих пор мы несем в себе отпечаток той эпохи – ГУЛАГ намертво въелся в структуру нашей страны, в каждого из её граждан…
Люди используют Соловки уже восьмое тысячелетие, но, несомненно, самая трагичная страница этой истории – период 1921-39 годов, когда на островах функционировал Соловецкий лагерь Особого Назначения – С.Л.О.Н. Этот лагерь не был ни «самым первым», как многие ошибочно полагают, ни самым жестоким; но именно он лёг в основу всей лагерной системы СССР – ГУЛАГ.
С.Л.О.Н. стал символом сталинских репрессий, а Секирная гора, где в период 1925-29 годов находился мужской штрафной изолятор (ШИЗО) – символом Лагеря на Соловках.
Историю Лагеря (именно так, с большой буквы, применительно ко всей системе – от С.Л.О.Н. до окончания ГУЛАГ) невозможно отделить от истории режима и истории народа; а их, в свою очередь, невозможно рассматривать без участия России в мировых исторических процессах. Только в таком сравнении можно беспристрастно оценить феномен Лагерей. Это особенно важно, учитывая излишнюю склонность нашего народа к самокопанию и самоуничижению в те моменты, когда он не гордится великим.
Здесь необходимо отметить, что концентрационные лагеря не являются исключительно «нашим» изобретением. Фактически, основы «концентрационных лагерей» были заложены в Британии ещё в XVI веке. Карл Маркс писал об этом времени: «Деревенское население, насильственно лишенное земли, изгнанное и превращенное в бродяг, старались приучить, опираясь на эти чудовищно террористические законы, к дисциплине наемного труда поркой, клеймами, пытками».(1)
В это время, в результате «огораживаний» в Британии образовался целый социальный слой – пауперы – безземельные нищие, устремившиеся в города. С середины XVI века для масс нищих учреждаются «благотворительные» работные дома: нищих ловили, бичевали, клеймили и помещали в «работные дома», где заключённый принудительно работал от 14 до 18 часов. Телесные наказания и карцеры были обычной практикой, побег наказывался пожизненным заключением, за три побега казнили. На содержание британского «з/к XVI века» выделялся 1 пенс в день, хотя надсмотрщик получал 12 пенсов в день. (2) Очевидно, что описание содержания в «работных домах» ничем не отличается от содержания заключённых советских Лагерей. Сами же «дома» просуществовали в Британии до 1842 года.
Количество населения Британии в начале XVI века было небольшим – около 3 миллионов человек. Вследствие «огораживаний», вызвавших недовольства народа по всей стране, за первую половину XVI века в Британии было казнено 72 тысячи человек (2,4% населения); погибло в восстаниях не более 100 тысяч (3,3% населения); количество умерших от голода неизвестно. Количество погибших составило не менее 6% населения страны. Но именно толпы нищих и бродяг, проходившие через систему «работных домов», дали начало «рабочему классу». К слову сказать, к концу XVI века численность населения Британии возросла до 5 миллионов человек, а образование нового социального класса (рабочих) было необходимым условием для развития мануфактур, шахт, и шире – промышленности.
Потомки британцев в Америке творчески развили идею «изоляции лишних людей» во время Гражданской войны: в лагерях для военнопленных «северян» смертность достигала 15%, для «южан» - 12%. (3)
Собственно «лагерями концентрации» подобные заведения для неугодных стали называть во время англо-бурской войны 1899-1902 годов. Изобретение лорда Китченера сводилось к тому, чтобы лишить бурских партизан помощи, поэтому остальное мирное население – женщины, дети, старики – просто сгонялись в «лагеря концентрации». За три года из 118 тысяч в лагерях погибло 28 тысяч (около 8% в год). Читатель может возразить: Британия, XVI век? Слишком давно! Где та Америка и где те буры? В Африке? Это всё далеко от Европы, правда?
Первый концентрационный лагерь в Европе был основан в 1914 году для русофильского населения Австро-Венгерской империи – Талергоф. Из 30 тысяч заключённых, прошедший через Талергоф было расстреляно 3800 человек (12,6%) и умерло 3000 человек (10%). Итого смертность в Талергофе – 22,6%.
Даже такой небольшой экскурс в мировую историю «лагерей» показывает, что большевики ничего не изобрели. В разные времена так делают все правительства, стоящие на пороге глобальных экономических, социальных или политических потрясений. Уже по этой причине необходимо снизить градус эмоций в обсуждениях периода Лагерей и репрессий.
Статистика неумолима: в годы расцвета лагерной системы (1939 г.) население СССР (по переписи) составляло 170 миллионов человек. К 1940 году в лагерях, колониях и тюрьмах СССР находилось около 1 миллиона 850 тысяч человек, что сравнимо с Британией XVI века. Статистика Земскова В.Н., которая считается наиболее приемлемой в историческом сообществе, говорит, что в период 1921-52 годов только по политическим мотивам (полученная цифра - среднее арифметическое по данным 1 спецотдела МВД СССР и КГБ СССР) было осуждено 3 902 696 человек, из которых было расстреляно 807 418. То есть - более 20%. (4) Профессиональное историческое международное сообщество, оценивая количество прошедших через систему ГУЛАГ, в настоящее время опирается на цифру 20 млн. Средняя смертность за период 1930-56 годов в лагерях ГУЛАГ составила не менее 5,5% в год. (5) Что, опять же, сравнимо с 6% Британией XVI века.
Лагеря, как часть мировой государственной системы, были и будут. Просто наша страна, в силу идеологической замкнутости и отставания в развитии культуры, встала на путь Лагерей позже западных стран. Что объясняет градус дискуссий на эту тему – у нас Лагеря случились недавно.
Общий ранжир лагерных систем не должен вас обманывать: мол, мы такие же, как и они! Да. Это так. Мы все люди. Но каждый из нас должен помнить, что убийство людей в угоду политике и экономике – всегда преступление, которое мы не должны оправдывать ни при каких условиях. Тем более - массовое убийство, каким и была система ГУЛАГ, родившаяся из СЛОНа.
Источники
- Карл Маркс, "Капитал" Т1. Гл. 24
- Штокмар В.В. История Англии в средние века. Л., 1973. С. 134.
- Андерсонвилль // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- В.Н.Земсков. О масштабах политических репрессий в СССР.
- Документ 103 из архива А.Н.Яковлева
Страна Соловки. XX век. Соловецкая школа юнгов Северного флота
Кодола О.Е. «История Соловецкого архипелага». Купить в электронном или печатном виде.
Назад в раздел