Древний житель Соловков
Историческая наука – это комплекс общественных наук, изучающий прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Исходя из этого классического определения, мы должны начинать историю своей страны не с летописей или свидетельств очевидцев, но с археологических данных, свидетельствующих о существовании человека.
Людям никогда не нравился ледник. Он нёс с собой холод и смерть. Район Соловецкого архипелага (как и всё побережье Белого моря и территория современной Карелии) подвергался оледенению дважды. Недаром в легендах многих народов страна мёртвых находится на Севере.
Но между первым и вторым оледенениями проходил процесс отступления ледника на север, что также влекло за собой значительные климатические изменения. Возможно, поэтому мифы часто дают другую оценку Северу. Север - это страна предков, страна исхода, покинутая страна, волшебная страна, страна «золотого века». Почему? Да потому что легенды могли рождаться как воспоминания о периоде потепления.
Приход ледника действительно несёт холод и смерть для человека. И легенды о царстве мёртвых в этом случае – лишь отражение естества природы. Но отход ледника… Что это за время? Это время роста, развития, новых открытий, свершений. Внезапно оказывается, что впереди, там, где ещё недавно были смерть и голод, появляются огромные пустынные пространства. «Ледник уходит» – за этими словами спрятан физический процесс перехода миллиардов тонн H2O из твердого состояния в жидкое. Многокилометровая шапка льда стремительно, в течение столетий, превращается в море. Вода, прародина человечества, оживляет землю, и наступает… золотой век. Зона отходящего ледника – это обилие рыбы, которую можно ловить руками; это буйство зелени там, где еще недавно была ледяная пустыня; это неисчислимые стада копытных животных; это обилие добычи и пищи – лёгкой и сытной… В общем, это рай! И где-то посередине этого водного рая находятся сказочные земли, ещё не тронутые человеком – острова.
В силу их удаленности от берега, острова всегда находят последними. Но легенды, взывающие к древней памяти человечества, настойчиво утверждают: где-то впереди, «за морем-окияном» – земля обетованная. Может быть поэтому, во все времена, в каждом народе, острова считались землей священной, сакральной. Мифотворчество – одно из древнейших искусств, и возможно, что легенды о «Священных островах» (Соловках, Валааме, Радколье, Шаманском, Ольхоне ets...) существовали 5-7 тысяч лет назад.
Природные условия интересующего нас времени – от V тысячелетия до нашей эры до первой половины I тысячелетия до нашей эры – отличались более мягким климатом, чем в настоящее время. Среднегодовая температура интересующего нас периода была выше сегодняшней на несколько градусов. После отступления ледника климат здесь становится более влажным, выпадает большее количество осадков. Постепенно (в течение тысячелетий) климат становится более сухим, но при этом количество потенциальной добычи вокруг увеличивается. Обилие рыбы, морских и сухопутных животных, богатых урожаев ягод, грибов и прочей съедобной растительности делало проживание в условиях Беломорья более чем приемлемым. Климатические условия чрезвычайно способствовали заселению Беломорья, и в частности – Соловецкого архипелага.
Благодаря исследованиям Соловецкой Археологической Экспедиции (Куратов А.А., Мартынов А.Я.), мы знаем, чем занимались первопоселенцы архипелага.
Их жильем были округлые чумы – тип жилища, используемый кочевниками. По оценке археологов эти жилища имели характер «временных стоянок». (На мой взгляд, этот термин уместен в оценках оседлых народов, но неуместен, собственно, с точки зрения кочевых).
Они использовали орнаментированную посуду, по крайней мере, двух типов, что говорит о существовании гончарных ремесел в примитивном (в современном понимании) состоянии.
Большое количество грузил для рыбной ловли и даже наличие достаточно крупных (весом около 5 килограмм) якорей говорит о развитом морском и озерном рыболовстве. Скорее всего, с применением сетей и рыболовных ловушек. Предположительно, часть рациона составляли многочисленные моллюски. Вес древних якорей (на лодке их обычно два – кормовой и носовой) говорит о приблизительной вместимости лодок – до 5-6 человек, или грузоподъемности – 400-500 килограмм.
Оружие представлено дротиками, ножами, топориками различных видов, наличие больших и малых стрел говорит о знании лука. (Видимо, процветала охота на птицу, мелкого сухопутного зверя, оленей, а также морского зверя – тюленя, нерпу, белуху). Использование разнообразных типов бытовых инструментов – проколок из кварцевых сколов и отщепов, скребков четырех форм, ножей-скребков, скребел-скребков, резцов, ножей свидетельствует о том, что человек выполнял большое количество хозяйственных работ по разделке добычи, заготовке мяса, рыбы, грибов, ягод. Из шкур шил одежду, строил лодки, шкурами покрывал чумы. Интересно, что до конца XIX века именно на Русском Севере оставалась в ходу не только идиома, но и сам способ «шить лодку». А шили её не только из шкур, но и из дерева, сшивая (проплетая) доски корешками.
Любопытно, что при анализе структуры древнейших экозависимых обществ редко рассматриваются экономические аспекты их быта. Скорее, отсутствие интереса к этому вопросу кроется в укоренившемся представлении о примитивизме подобных культур. Но уже в VI-VII веках н.э. существуют упоминания о развитых торговых путях, например, по Волге и Каме с выходом в Печорское Приполярье. Протяженность такого торгового пути – около 4-5 тысяч километров. По крайней мере, невозможно отрицать существование подобных путей и в интересующее нас время. Кроме того, является вполне вероятным и наличие локальных торговых путей внутри общностей племен, проживавших на территории всего Севера Европы. В частности, история основания Санкт-Петербурга связана с одним из таких "локальных" путей – из Белого моря на Балтику, который частично совпадает с Беломоро-Балтийским каналом. Подобным же примером может служить цивилизация «морских арктических зверобоев», обнаруженная не так давно на территории Чукотки и Аляски. Если же мы все-таки предположим наличие экономических отношений, (хотя бы меновой торговли) то Соловки можно будет рассматривать не только как охотничье-рыболовные угодья, но и как очень удобную торговую (меновую) площадку многих беломорских племен.
Итак, первый житель Соловков – это «морской кочевник». Он использует легкие переносные жилища, лодки, оборудование для охоты и рыбалки, глиняную посуду. На своей лодке он вполне способен совершать полноценные дневные переходы. Его основными транспортными коридорами стали водные массивы – речные и озёрные системы, прибрежные воды внутренних и внешних морей. Морские маршруты древнего покорителя Белого моря носили, скорее, каботажный характер (в видимости земли).
Одним из главных признаков этой культуры можно назвать экозависимость – самый экологичный способ существования в природе – охота, рыболовство и собирательство. Первый соловецкий поселенец сыт, обут, одет и доволен жизнью. В свободное время он создает и рассказывает мифы, которые являются не столько конечной информацией, сколько механизмом её хранения и передачи. А от мифотворчества до создания религии – один шаг, во время которого человек придумывает сакральные символы. Один из таких символов – каменный лабиринт – широко распространён по всему Северу Европы, включая Соловки.Страна Соловки. Соловецкие лабиринты
Кодола О.Е. Populus labyrinthus (Люди из лабиринта). Купить в электронном или печатном виде
Назад в раздел