Библиотека
Путешествие на Север
Начало освоения человечеством Севера Европы можно отнести к VIII-VI тысячелетиям до нашей эры, когда племена с юга последовали за отступавшим ледником. В дальнейшем эти переселенцы образовали ряд древнейших северных культур. Одним из главных признаков таких культур можно назвать экозависимость – самый экологичный способ существования в природе. Основными занятиями древних племен были охота и рыболовство, а основными транспортными коридорами стали водные массивы – речные и озерные системы, прибрежные воды внутренних и внешних морей.
Следующая волна освоения (для северо-западного региона России) связана с приходом европеоидных племен в район Беломорья в середине I тысячелетия до нашей эры. Но если аборигены Беломорья были морскими кочевниками, то пришлые племена предпочли оседлость. Через тысячелетие с небольшим потомки этих оседлых европеоидов образуют государство Русь. По договору между Норвегией и Новгородом от 1251 года, племена Беломорья и Кольского полуострова стали данниками Северной Руси. Так закончилась вторая волна освоения российской части Севера Европы.
Третья волна покорения Севера началась с преступников и монахов, беглых крестьян и зажиточных поморов, которые уходили на Север в поисках счастья, строя по пути города и монастыри. И опять люди двигались по воде. Самым дальним портом поморов стала Мангазея, основанная в конце XVI века. Финал этой волны – экспедиция шведа Норденшельда, совершившего в 1878-79 годах первое сквозное плавание вдоль северных окраин России. Так появилась транспортная система Севера Евразии – Северный Морской Путь.
Следующая волну освоения Севера можно назвать промышленной, и на Севере Европы она в первую очередь связана с Советским Союзом. Районы Крайнего Севера имели для СССР военно-стратегическое значение. Некоторые технологии, используемые при освоении районов Крайнего Севера и создании Северного Морского Пути, по сей день считаются уникальными. Вдоль берегов северных морей были возведены укрепления, доки для субмарин, аэродромы «подскока», взлетно-посадочные полосы, размещены части пограничных войск, построены полярные станции. За период 1986-95 годов большая часть этих объектов была законсервирована или попросту брошена, а грузопоток по Северному Морскому Пути упал до минимума. Четвертая волна освоения Севера завершилась.
Мы стоим на пороге пятой волны. Мы должны использовать опыт предыдущих тысячелетий, объединив его с технологиями XXI века. Целью должно стать «экологически чистое» освоение, связанное с рекреационными потребностями и рекреационной деятельностью человечества. Туризм как нельзя лучше удовлетворяет потребность в такой деятельности, совмещая процессы познания и отдыха. Благодаря совмещению «полезного с приятным» туристская отрасль в развитых странах мира является крупной составляющей экономики, принося от 10 до 40% ВВП развитых континентальных и островных государств соответственно.
В докладе экспертов Всемирного Совета по туризму и путешествиям (WTTC) отмечено, что за предстоящие 10 лет туризм в России переживет бум инвестиций, войдя в тройку мировых лидеров. Уровень заинтересованности в посещении туристских объектов России стабильно растет. Об этом свидетельствует рост посещаемости отдельных объектов, доходящий до 17% в год, и общий экономический рост в отрасли – около 10% в год.
(данные на 2004-05 годы).
Здесь следует задать ряд вопросов. Готова ли транспортная система к росту грузопассажирского потока и его качественному обслуживанию? Процентов на 30, если сравнивать с величиной пассажирских и грузовых перевозок 1970-80 годов и принимать во внимание степень износа техники и оборудования. Готова ли инфраструктура туризма к приему такого количества гостей? Нет. Как решить проблемы самой туристской отрасли, которая сегодня является крупным каналом оттока капиталов, а ее доля в ВВП России находится в районе символичного 1%? Какой туристский продукт мы можем предложить? Как в сложившихся условиях, при постоянно возрастающей антропогенной нагрузке, должен выглядеть сам процесс экологичного использования территорий?
Рассмотрим эти проблемы на примере Северо-Западного Федерального Округа (СЗФО). Он расположен между 56о – 70о северной широты, а отдельные его архипелаги – в пределах 72о – 80о северной широты. С точки зрения туризма территории округа являются уникальным сочетанием природных, исторических и архитектурных памятников, заповедников, заказников, экологически чистых территорий, ранее недоступных для большей части мира. В экологическую систему СЗФО входит большое количество водных массивов: Карское, Баренцево и Белое моря; бассейны рек Печоры, Северной Двины; озерно-речные системы Мурманской области, Карелии и Ленинградской области; транспортная система Беломоро-Балтийского канала, проходящая через Онежское и Ладожское озера. Русский Север имеет богатую как древнейшую, так и средневековую историю. На территории всего Севера Европы в период III-I тысячелетия до нашей эры существовала культура северных лабиринтов, следы которой разбросаны от архипелага Силли (Великобритания) до архипелага Новая Земля (Россия). Фактически это была культура морских кочевников, еще в древние времена освоивших европейскую часть Северного Морского Пути. Большинство памятников этой культуры расположено на территории СЗФО. Средневековая история Русского Севера также богата уникальными памятниками – монастыри, церкви, скиты, крепости. На таком материале туристская отрасль должна создать эксклюзивный туристский продукт, предложив его на мировой рынок туризма.
Здесь же, в округе, находится развитая транспортная отрасль, объединяющая протяженные железные и автомобильные дороги, ряд крупных аэропортов, большое количество взлетно-посадочных полос, Беломоро-Балтийский канал, систему речных и озерных портов, Северный Морской Путь. Несомненно, что железные и автомобильные дороги, стратегические аэропорты, Беломоро-Балтийский канал и Северный Морской Путь, включающий крупнейшие речные порты должны остаться в управлении государства, так как качественное обслуживание туристов в течение длительного маршрута (например, по Северному Морскому Пути или Беломоро-Балтийскому каналу) под силу только развитым структурам. Немаловажен и аспект авторства маршрута: СМП и ББК фактически являются торговыми марками, принадлежащими государству.
Большую часть аэродромов подскока, взлетно-посадочных полос, вертолетных площадок необходимо выставить на продажу, стимулируя тем самым внутренние инвестиции в малую авиацию. Особое внимание следует обратить на небольшие речные и озерные порты. Их также следует приватизировать, обязав владельцев сохранять и поддерживать функциональное назначение объекта. Эта мера вызовет стимуляцию частных речных пассажирских перевозок и рост производства малого водного транспорта – катеров, моторных лодок, аэроботов.
Необходимо восстановить и нарастить сеть полярных станций, оборудовав каждую из них не только для проведения научных исследований, но и для приема и обслуживания туристов. Тем самым мы сможем удовлетворить потребности в научном туризме. К тому же необходимо создание пояса «приполярных» баз – на территориях, представляющих интерес для сферы экологического туризма – заповедники, заказники, труднодоступные районы. Подобный подход к устройству автономных баз может частично решить проблему размещения гостей.
Использование естественных возобновляемых ресурсов Северо-Запада России должно опираться на постулат «экологичности» и с практической точки зрения. Реки и озера должны использоваться круглогодично: летом – как водные артерии, зимой – как зимние дороги. Антропогенная нагрузка на посещаемые территории должна компенсироваться открытием экологически чистых предприятий: добычи и переработки морских водорослей, лекарственных растений, морских ферм для рыб и моллюсков, ферм по разведению пушных и мясных северных животных.
Путешествие по Северу во все эпохи являлось технически сложной проблемой. Туристским продуктом должен стать не только сам процесс экологичного использования территорий, но и презентация технических возможностей, используемых в этом процессе. Необходимо привлечение высоких технологий в сферу туризма. Фактически каждый транспортный пункт или автономная база должны стать объектами единой сети проводной и мобильной связи, применения спутниковых технологий глобального позиционирования, приема и передачи данных.
К сожалению, в столь короткой статье невозможно указать на все области экономики, которые могут участвовать в этом процессе. Но вывод прост: туристская отрасль может и должна стать лидером экономического роста России, превратиться в механизм для привлечения инвестиций, и, в дальнейшем – в развитую отрасль, пополняющую российский ВВП на уровне 12-15%.
Автор: О. Е. Кодола
Год издания: 2004