Каждое лето я бываю на Соловецких островах, где одним из моих любимых мест стала Аллея Юнг. Это длинный ряд полузаросших землянок, расположенных за Савватьевским скитом. Много лет назад эти землянки появились в лесу, на берегу озера Купальное, благодаря отважным подросткам – соловецким юнгам. В Соловецкую «Школу юнгов Северного флота» принимали подростков с 14 до 17 лет. При поступлении они проходили сложные экзамены по русскому языку, математике и физической культуре. С 1942 по 1945 год обучились и ушли на фронт 4400 подростков: 946 радистов, 717 мотористов торпедных катеров, 534 электрика надводных кораблей, 411 боцманов надводных кораблей, 139 торпедных электриков и т.д. Они служили на флоте и в морской пехоте. Около четверти выпускников Соловецкой школы юнг погибли во время войны. Но те, кто остались служить, стали элитой флота, командовали кораблями, подводными лодками, морским соединениями. Это известно всем. Меньше мы знаем о повседневной жизни соловецких юнг, хотя, именно в обычной жизни и выковывался характер этих героев. Я решил выяснить, знают ли о соловецких юнгах мои ровесники.
|
|
Мой учитель Елена Александровна Горева помогла мне провести анкетирование на эту тему в четвёртых классах нашей гимназии. Мы выяснили, что многие знают о соловецких юнгах. Но примерно треть учеников не смогли ответить на вопросы когда появилась школа юнг на Соловках, в каком возрасте принимали в эту школу, чем занимались юнги после окончания школы. Примерно половина участников анкетирования не знает, какие предметы изучали юнги в школе. О том, чем занимались юнги после уроков, и каким был их распорядок дня не знал и я сам. С одной стороны, наверное, они жили как обычные школьники: подъём, зарядка, завтрак, школа, обед… А потом что? Вот у нас после школы – свободное время. Я сделаю домашнее задание, схожу на тренировку, потом буду отдыхать. А что делали они? Поэтому целью моей работы стало исследование распорядка дня соловецкого юнги. В этой работе я попытаюсь воссоздать один обычный день из жизни соловецких юнг.
|
|
Это была не просто школа юнг, а настоящая воинская часть. Просто самая молодая по возрасту. Жилой городок подростков находился недалеко от Савватьево, на берегу лесного озера, где юнги первого набора сами построили несколько десятков больших землянок. Чтобы выкопать землянку, ребята должны были выкорчевать из твёрдой земли пни и камни. Шёл ноябрь и земля уже промёрзла. Перекатывали огромные валуны. Не могли перекатить – раскаляли, обливали холодной водой, стучали по ним, пока не треснет. Работали без перчаток, раздирали руки до крови, обливались слезами, но копали. Торопились, потому что жить в палатках зимой на севере нельзя. Юнгам ещё предстояло отремонтировать старое здание в Савватьево для учебной части, построить столовую, клуб. В конце ноября наконец-то переехали из палаток в новое жильё. В каждой землянке была печка и 50 нар в три яруса. Утро соловецкого юнги начиналось в 6 часов утра. Подъём происходил по общей команде. Юнги быстро одевались и выбегали на общее построение. Сразу начиналась утренняя зарядка, которая заканчивалась кроссом. Потом юнги возвращались в городок, занимались умыванием, заправляли койки, и прибирали свои кубрики. Кубриками назывались землянки, потому что юнги служили на Северном флоте.
|
|
В 8 часов утра все юнги завтракали. За каждым столом сидело 6 человек. На завтрак давали соевую или овсяную кашу, хлеб, компот. Все обязаны были пить отвар из хвои. Он был горький, но очень полезный, в нём много витаминов. С 8 до 13 часов юнги уходили на учебные занятия. Основные учебные корпуса «Школы юнгов» располагались в Савватьево, в 1,5 километрах от жилого лагеря юнг. В классах они изучали общеобразовательные предметы: русский язык, математику, химию, физику, историю и литературу. Часто не хватало карандашей и бумаги, а на целый класс был всего один учебник. Кроме основных школьных предметов у юнг проходили занятия по специальности. Специальности у юнг были разные. Их обучали специальностям радистов, боцманов, электромехаников, механиков. Одним из важных предметов была строевая подготовка. Правда, 1-ый набор «Школы юнгов» ею не занимался, - был занят строительством землянок. Отдельно обучались юнги-шифровальщики, которые жили обособленно в большом здании на озере Варяжское, даже не зная имён других учеников. Эта часть истории соловецких юнг долгое время после войны была засекречена.
|
|
В 13 часов юнги уходили на обед. На первое чаще всего давали гороховый суп или уху из трески, на второе – каши. Обязательным был компот и отвар из хвои. С 14 до 16 часов проходили практические занятия. Юнги изучали морское дело – учились вязать узлы, изучали морские сигналы и флаги, флажковую азбуку. На озёрах были построены специальные шлюпочные базы, где юнги ходили на шлюпках, под парусом и на вёслах. Вместо занятий обычной физической подготовкой у юнг была боевая подготовка: их учили приёмам рукопашного боя, метанию гранат. Изучали они и стрелковое дело: проводили сборку и разборку пулемёта, автомата, пистолета. Также проходили тактические занятия, для чего были вырыты специальные учебные окопы, блиндажи. Ещё они приобретали навыки химической защиты и санитарного дела. С 16 до 17 часов у юнг было свободное время. В это время они писали письма родным, читали, отдыхали. С 17 до 19 часов юнги занимались общественным трудом – уборкой территорий, разными работами.
|
|
В это же время те, кто не был занят на работах, занимались самоподготовкой. В 18.45 те, кто был занят в нарядах (дневальные, наряд по кухне) уходили на построение и распределение нарядов. Наряды несли по очереди, провинившиеся могли получить наряд «вне очереди». В 19 часов у всех начинался ужин. На ужин обычно была солёная селёдка и картошка, и снова отвар из хвои. После ужина те, кто был распределён на наряды и заставы, уходили на службу. С 20 до 22.30 у всех юнг было свободное время, а в 22.30 начиналась вечерняя поверка, после которой следовало умывание и отбой. Они аккуратно складывали одежду рядом с койками, потому что другой мебели в землянках практически не было. Сама одежда юнг – роба – была не всегда по размеру, часто поношенная, доставшаяся им от старших курсантов, или перешитая из мешков. На зиму выдавали шинель. После отбоя «юнгаши» быстро засыпали. Ночью в любой момент могли объявить учебную (а иногда случались и боевые) тревогу или подъем с боевой выкладкой. А завтра в 6 утра уже начнётся следующий насыщенный, тяжёлый, но очень интересный день.
|
|
Воспитанник «Соловецкой школы юнгов» писатель Валентин Пикуль в своём романе назвал юнг «мальчики с бантиками». Бантики – это ленточки на бескозырках, которые юнги завязывали в бант, чтобы они не мешали им на ветру. Кто-то называет соловецких юнг юными героями. Некоторые говорят, что это лучшие представители своего поколения. Теперь отвечать на вопрос «Кто такие соловецкие юнги?» я буду по другому. После чтения мемуаров бывших соловецких юнг, просмотра замечательных фильмов об этих отважных подростках на этот вопрос я отвечу так: это мальчики, которые променяли игрушки на штурвалы – трудолюбивые, целеустремлённые мальчишки, которые очень любили свою Родину. Они целый год жили на далёком севере, в сырых землянках, стойко переносили холод и невзгоды, ели одну и ту же невкусную пищу каждый день, и при этом не унывали, прилежно учились, сами выполняли все хозяйственные работы, соблюдали дисциплину и Морской Устав, занимались спортом и творчеством. Подростки очень старались, потому что хотели поскорей попасть на боевые корабли и защищать Родину от фашистов. Отличники могли сами выбрать флот, где будут служить. Итак, после года ежедневной работы над собой, они уходили на фронт. Война не жалела никого, поэтому многие из «юнгашей» погибли. По воспоминаниям одного из выпускников, из его соловецкого кубрика живыми с войны вернулись четыре человека.
|
|
Жизнь в таких тяжёлых условиях сильно повлияла на подростков: сплочённые, бесстрашные, выносливые, с твёрдым характером, сильные и мужественные. Не удивительно, что среди бывших соловецких юнг много героев: Александр Ковалёв, Владимир Моисеенко, Николай Портенко, Вадим Коробов. Из соловецких юнг «выросли» 15 адмиралов, писатель Валентин Пикуль, артист Борис Штоколов, а ещё сотни других достойных людей разных профессий.
|
|